Ключевые показатели эффективности (Key Performance Indicators-KPI, Key Performance Measures, Key Success Indicators) - это финансовые и нефинансовые показатели, используемые в качестве эталонов в процессе измерения степени достижения целей организации. Они позволяют постоянно оценивать и улучшать работу компании, а также расширять знания. Более того, KPI призваны помочь менеджерам определить и достичь как оперативных, так и стратегических целей. По словам Питера Друкера, если что-то можно измерить, то этим можно и управлять. Однако KPI не означают все измерения информации, а сводятся только к показателям, которые являются ключевыми с точки зрения организации, то есть к тем, измерение которых дает значимые результаты, отражающие реальное состояние, в котором находится компания.
"Согласно ISO/WD 22400-2. ISO 2009 KPI определяются как количественные и стратегические измерения, которые отражают критические факторы успеха организации. KPI очень важны для понимания и улучшения производственных показателей, как с точки зрения бережливого производства для устранения отходов, так и с точки зрения достижения стратегических целей".
KPI как инструмент используются, в частности, в бережливом управлении и бюджетировании на основе задач.
Особенности KPI
По мнению Дэвида Парментера, существует семь характеристик правильно построенных KPI
- они не должны быть выражены в деньгах (немонетарный характер),
- они должны быть четкими и понятными для сотрудников, которые корректируют свои действия с их помощью
- следует измерять регулярно, желательно ежедневно,
- должны координироваться и контролироваться руководством,
- оказывают значительное влияние на успех организации,
- оказывают положительное влияние на другие элементы, влияющие на эффективность организации,
- служат для определения задач команд, а также сотрудников.
Кроме того, следует выбирать только те показатели, на результаты которых сотрудники оказывают реальное влияние, большинство показателей должно быть сосредоточено на процессах удовлетворения потребностей клиентов и измерения их удовлетворенности, а затраты на сбор данных не должны быть выше, чем выгоды от использования показателей.
Применение и примеры KPI
В зависимости от типа компании, ее отрасли, размера или конкретных характеристик, определяемые показатели эффективности будут отличаться. Очень важно установить целевые показатели, которые будут достигнуты с их помощью. Показатель должен относиться к информации, которая является ключевой, и устанавливать достижимую цель.
Финансовые показатели компании
Показатели рентабельности
- истая прибыль,
- ROI (return on investment)- норма прибыли на инвестиции,
- ROE (return on equity)- коэффициент рентабельности собственного капитала,
- ROA (рентабельность активов) рентабельность активов
- ROS (рентабельность продаж)
- валовая маржа,
Коэффициенты финансовой ликвидности
- CR (current ratio) - коэффициент текущей ликвидности
- QR (коэффициент быстродействия),
- Оборотный капитал в днях оборота.
Коэффициенты операционной эффективности
- Операционный коэффициент (%)
- Коэффициент контроля административных расходов (%),
- Отношение оборотного капитала к затратам (%)
- Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности,
- Коэффициент цикла конверсии денежных средств
- коэффициент оборачиваемости глобальных активов (%)
- производительность основных фондов ($/$),
- степень финансирования прироста основных средств за счет амортизации (%),
- производительность труда на одного работника (млн. $/чел.).
Индикаторы рынка капитала
- P/E (price/earnings ratio) - отношение цены к прибыли,
- EPS (прибыль на акцию) ($)
- дивидендная доходность (%),
- коэффициент прибыли на акцию (%)
- коэффициент выплаты дивидендов,
- PER (price earnings ratio) - рыночная цена акций,
- PEQ - соотношение цены и собственного капитала
- РНТ - рентабельность собственного капитала
- GR- темп роста прибыли (%).
Логистика
- OTIF (своевременная доставка, комплектность и отсутствие повреждений груза)
- DIFOTAI (своевременность поставок, полнота поставок, отсутствие повреждений грузов и безошибочное выставление счетов)
- ОТ (своевременность поставок)
- AI (безошибочное выставление счетов)
- DIF (полнота поставки)
Маркетинг
- доля рынка
- рыночная стоимость,
- CLV (customer lifetime value)- измерение ценности клиента,
- NPS (net promoter score) - оценка лояльности клиентов,
- проникновение на рынок
- рентабельность продукции,
- GRP (gross rating point) - показатель интенсивности кампании,
- численное распределение
- взвешенное распределение,
- CPC (cost per click): коэффициент эффективности рекламы,
- CTR (click-through rate).
Качество обслуживания клиентов
- количество поступающих жалоб,
- уровень удовлетворенности клиентов
- среднее время обработки заказа.
- mfiles.pl