В тексте мы рассмотрим, стоит ли покупать электромобиль в 2023 году, и рассмотрим факторы, с которыми ежедневно сталкивается владелец электромобиля.
Типы электромобилей
Начнем с того, какие типы электромобилей представлены на рынке. В настоящее время существует 3 типа, это:
BEV (АККУМУЛЯТОРНЫЙ ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ)
Это 100% электрические автомобили, у них нет двигателя внутреннего сгорания, вместо этого они полностью приводятся в движение электромотором, который получает энергию от батарей. Эти батареи заряжаются от розетки, и именно их емкость определяет дальность хода BEV.
Благодаря отсутствию двигателя внутреннего сгорания этот тип электромобилей не выбрасывает в атмосферу загрязняющие вещества. Полностью электрическим автомобилям разрешено ездить по автобусным полосам в городе до 2026 года, кроме того, они освобождаются от платы за парковку в зонах платной парковки, но только на дорогах общего пользования.
Примеры автомобилей: Renault Zoe, Volkswagen ID.3, модели Tesla.
PHEV (ПОДКЛЮЧАЕМЫЙ ГИБРИДНЫЙ ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ)
Подключаемый гибрид - это автомобиль, в котором двигатель внутреннего сгорания сочетается с электродвигателем. При этом двигатель внутреннего сгорания требует дозаправки, а батареи, питающие электродвигатель, требуют подзарядки от розетки, как и полностью электрический автомобиль. Подключаемый гибрид может работать в гибридном режиме, полностью на двигателе внутреннего сгорания или полностью на электроприводе, в зависимости от ситуации и предпочтений.
Примеры автомобилей: Toyota Prius Plug-in, Skoda Octavia Plug-in Hybrid.
ГЭВ (ГИБРИДНЫЙ ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ)
Гибридный автомобиль также сочетает двигатель внутреннего сгорания с электромотором, но в этом случае электромотор играет гораздо меньшую роль. В гибриде батарея не такая емкая, как в вышеперечисленных типах. Он также не подзаряжается от розетки; вместо этого он получает энергию от торможения автомобиля.
Примеры автомобилей: Toyota Prius, KIA Niro HEV.
Эксплуатационные расходы на электромобиль
Размышляя о том, стоит ли покупать электромобиль, важно упомянуть об эксплуатационных расходах такого транспортного средства. Электромобили гораздо проще в изготовлении, чем "обычные" автомобили. Трансмиссия электромобиля состоит из электродвигателя и батарей - гораздо более простой системы по сравнению с двигателем с впрыском топлива, коробкой передач, турбокомпрессором и многими другими компонентами. Меньшее количество компонентов означает меньшую вероятность того, что в автомобиле что-то сломается, поэтому стоимость эксплуатации автомобиля снижается.
Кроме того, в электромобиле не заменяются, в частности, моторное масло и топливные фильтры. С другой стороны, другие эксплуатационные жидкости меняются, но гораздо реже, чем, например, моторное масло.
Одной из таких жидкостей является охлаждающая жидкость для батарей, которая помогает поддерживать нужную температуру батарей - производители автомобилей рекомендуют заменять ее каждые четыре года. Другая жидкость - это масло в трансмиссии привода. Здесь частота замены зависит от производителя, например, Tesla рекомендует заменять такое масло каждые 160 000 км пробега.
Износ тормозов также значительно ниже благодаря "торможению двигателем", которое используется для рекуперации энергии.
Стоимость обслуживания
Многие производители автомобилей заявляют о снижении затрат на техническое обслуживание по сравнению с автомобилями, работающими на отработанных газах. Hyundai, например, утверждает, что стоимость обслуживания электромобиля в два раза ниже, а Volkswagen и Peugeot также подтверждают, что стоимость посещения ASO примерно на 30 процентов ниже. С другой стороны, Tesla вообще не рекомендует проводить ежегодное техническое обслуживание.
Срок службы батареи и стоимость
Литий-ионные батареи, используемые в электромобилях, - это та же технология, что и в батареях наших смартфонов, с той лишь разницей, что в автомобилях они состоят из тысяч литий-ионных элементов. Батареи в настоящее время являются самым дорогим компонентом электромобиля, хотя их цена снижается с каждым годом.
Большинство производителей предоставляют гарантию на батареи около восьми лет, но это не означает, что по истечении этого срока батареи подлежат замене, поскольку они не работают. Просто их емкость может упасть ниже 70% от емкости новой батареи. Конечно, такие падения емкости батареи случаются, но обычно батареи служат намного дольше гарантийного срока.
Примером автомобиля с неразрушимой батареей является гибрид Toyota Prius первого поколения, которому уже более 20 лет, а некоторые экземпляры имеют за плечами более полумиллиона километров пробега или даже больше. И все это на заводских батареях.
Когда речь идет об уходе за аккумуляторами, один из способов продлить срок их службы - избегать зарядки с помощью быстрых зарядных устройств, которые негативно влияют на эффективность работы аккумулятора автомобиля.
Предположим, однако, что аккумуляторы наших автомобилей выходят из строя или со временем изнашиваются до уровня, который делает невозможным комфортное использование автомобиля. Стоимость всей батареи, в зависимости от модели автомобиля, может достигать нескольких десятков тысяч долларов - но будьте уверены, как правило, нет необходимости в замене всего модуля. В большинстве случаев ремонт аккумулятора заключается в замене неисправных элементов на новые, что значительно снижает стоимость ремонта.
Стоимость зарядки или стоимость вождения
Говоря о стоимости зарядки, а значит, и о стоимости вождения электромобиля, необходимо разделить эту тему на две категории - зарядка в дороге и зарядка дома.
Зарядка в домашних условиях
В домашних условиях используется зарядка plug-in, то есть зарядное устройство буквально подключается к бытовой розетке 230 В. В этом случае зарядка батареи от нуля до полного заряда может занять более 30 часов. Это гораздо более медленный способ зарядки, но более дешевый и гораздо более удобный. Вечером, когда автомобиль не используется, мы подключаем его к зарядке, и в течение следующих 8-12 часов автомобиль спокойно получает несколько десятков процентов дополнительной энергии, в то время как мы все равно спим в это время. В результате утром аккумуляторы заряжены, и автомобиль готов к движению.
Чтобы ускорить процесс зарядки вашего электромобиля дома, вы можете рассмотреть возможность установки домашней зарядной станции типа wallbox. В зависимости от варианта, этот тип зарядного устройства может значительно сократить время, необходимое для зарядки батарей.
Также стоит рассмотреть возможность установки домашней фотоэлектрической системы, которая теоретически значительно снизит затраты на оплату электричества на дому.
Ассортимент электромобилей
Дальность хода - еще один важный аспект; в конце концов, автомобиль должен быть способен преодолевать большие расстояния. Здесь все зависит от модели, а количество моделей растет быстрыми темпами - в настоящее время, пожалуй, каждый крупный автомобильный бренд имеет в своем ассортименте как минимум одну электрическую (BEV) модель, не считая гибридных моделей. В настоящее время средний запас хода полностью электрического автомобиля составляет около 290 км.
Наибольший ассортимент моделей 2022 года предлагают:
- Tesla Model S Long Range - 637 км
- Tesla Model 3 Long Range - 614 км
- Ford Mustang Mach-E - 610 км
Диапазон в самых популярных электромобилях:
- Nissan Leaf - 270 км и 385 км в версии e+
- BMW i3 - 260 км
- Renault Zoe - 395 км
Если говорить о том, что влияет на дальность поездки, то таких факторов несколько.
- Скорость - подобно тому, как быстрая езда на автомобиле с двигателем внутреннего сгорания приводит к ускоренному истощению топлива в баке, электромобиль при высоких скоростях и быстром ускорении будет быстрее расходовать заряд батареи.
- Рекуперация энергии - каждый раз, когда вы убираете ногу с педали газа и тормоза, вы запускаете процесс рекуперации части энергии, использованной для приведения автомобиля в движение, тем самым увеличивая запас хода.
- Багаж - чем меньше багажа и пассажиров в машине, тем лучше. Лишние килограммы приводят к увеличению расхода энергии, тем самым уменьшая запас хода автомобиля.
- Кондиционирование и отопление - электроэнергия необходима для поддержания комфортной температуры внутри автомобиля. Однако, по сравнению с обычными автомобилями, в электромобиле тепло не является побочным эффектом работы двигателя, поэтому для обогрева требуется больше энергии.
- Температура - экстремальные температуры негативно влияют на аккумуляторы и уменьшают дальность действия. Конечно, автомобиль должен по-разному справляться с внешними условиями, поэтому батареи нагреваются при низких температурах и охлаждаются при высоких.
Электромобили и окружающая среда
Для тех, кто заботится об окружающей среде и раздумывает, стоит ли покупать электромобиль, его воздействие на окружающую среду может стать решающим фактором. Популярность электромобилей растет, и сейчас много говорят о том, какое влияние они оказывают на окружающую среду.
Противники электрификации автотранспорта приводят в качестве аргумента тот факт, что для производства электроэнергии, питающей электромобили, используется значительная часть угля, что в любом случае приводит к выбросу углекислого газа.
Резюме
Чтобы ответить на вопрос - стоит ли покупать электромобиль в 2023 году? Ответ: это зависит от ситуации. К сожалению, но здесь играет роль слишком много факторов, чтобы однозначно ответить на этот вопрос.
Перед покупкой стоит принять во внимание такие вопросы, как место, где мы собираемся заряжать электромобиль - есть ли у нас возможность заряжать машину дома, или на работе, или, возможно, мы будем полагаться только на зарядку на общедоступных станциях, что сделает стоимость зарядки в таком случае выше. Доступ к пунктам зарядки в любом крупном городе вряд ли будет проблемой, и с каждым месяцем таких пунктов будет становиться все больше. Но все же стоит проверить, где поблизости можно зарядить автомобиль.
Другой аспект - выбрать автомобиль с диапазоном, который соответствует вашим потребностям. Если автомобиль будет использоваться только для езды по городу, нет смысла покупать автомобиль с запасом хода более 500 километров, тем более что цена автомобиля с таким запасом хода обычно намного выше. Многие люди имеют в гараже два автомобиля: электромобиль используется для передвижения по городу и поездок на работу, а второй автомобиль с двигателем внутреннего сгорания - для дальней поездки.
Следующим фактором является цена на топливо, которая, вероятно, будет расти в ближайшие годы и десятилетия. А также тот факт, что Европейский Союз запретит продажу автомобилей внутреннего сгорания с 2035 года, с целью вдвое сократить текущие выбросы CO2. Принимая во внимание эти факторы, можно предположить, что каждый последующий год будет лучшим годом для покупки электромобиля, и что полная электрификация автотранспорта, по крайней мере в Европе, неизбежна.