В СМИ мы можем найти различные мнения об электромобилях. С одной стороны, мы слышим, что переход от автомобилей, работающих на топливе, к электромобилям - очень важный шаг на пути к сокращению выбросов парниковых газов. С другой стороны, есть также сообщения о том, что электромобили не настолько экологичны, как может показаться.
Чтобы развеять сомнения, на помощь приходит исследование, проведенное в 2020 году университетами Эксетера, Неймегена и Кембриджа. Согласно этим исследованиям, электромобили приводят к снижению выбросов углекислого газа, даже если ископаемое топливо по-прежнему в основном используется для выработки электроэнергии.
"Идея о том, что электромобили могут увеличить выбросы, - это миф". говорит доктор Флориан Кноблох из Университета Неймегена, ведущий автор исследования. "В последнее время на эту тему было много дискуссий, и не все, что говорится, является правдой".
"Чтобы уменьшить наш углеродный след, мы должны выбирать электромобили и бытовые тепловые насосы вместо ископаемого топлива". Он добавляет. "Даже при наихудшем сценарии почти во всех случаях будет наблюдаться снижение выбросов". заключает он.
В ходе исследования мир был разделен на 59 регионов, чтобы можно было учесть различия в производстве энергии и технологиях. В 53 регионах, включая Европу, Китай и США, исследование показывает, что электромобили уже выбрасывают меньше загрязнений, чем автомобили внутреннего сгорания. На эти 53 региона приходится 95% мирового транспорта.
Исследование прогнозирует, что к 2050 году каждый второй автомобиль на улицах может быть электрическим. Это позволит сократить глобальные выбросы CO2 на 1,5 гигатонны в год, что эквивалентно нынешним выбросам углекислого газа в России. И в ближайшие несколько лет даже наименее эффективные электромобили будут наносить меньший вред окружающей среде, чем новые автомобили, работающие на топливе. Это связано с тем, что электроэнергия будет все больше вырабатываться из возобновляемых источников.
Если говорить о каждом втором электромобиле на дорогах к 2050 году, то в настоящее время зарегистрировано более 23 000 легковых электромобилей, половина из которых - гибриды. Это не ошеломляющее число, но оно растет очень быстро - за первый квартал 2021 года поступило более 5 000 электромобилей.
Как это выглядит в других странах? Давайте посмотрим на наших соседей. В Германии возобновляемые источники энергии и атомная энергия обеспечивают 56% электроэнергии - интересно, что Германия закрывает свои атомные электростанции. В Чешской Республике он составляет почти 50%, а в Словакии - до 80%.
Поэтому справедливо будет сказать, что мы сильно отстаем в плане низкоуглеродных источников энергии по сравнению с нашими соседями. Хотя следует признать, что ситуация улучшается год от года. Нам еще предстоит пройти долгий путь, чтобы отказаться от угля, но мы движемся в правильном направлении.
Углекислый газ - это еще не все
Стоит отметить, что в самом исследовании учитывались только выбросы углекислого газа в атмосферу. Однако при этом автомобили при сгорании выбрасывают не только CO2, но и другие частицы, например, твердые частицы, которые способствуют образованию смога и в целом вредны для нас.
Можно утверждать, что в таких странах, как Германия, которые полагаются на источники энергии с низким уровнем выбросов, электромобили все еще в определенной степени выполняют свою роль: они более экологичны, чем автомобили с двигателями внутреннего сгорания.
Поскольку сжигание топлива происходит на электростанции, которая обычно находится далеко от города, а не в двигателе автомобиля, который выбрасывает выхлопные газы прямо у нас под носом, то, наверное, в этом есть позитив? И если кто-то сейчас мечтает о 100% безэмиссионном средстве передвижения, я рекомендую велосипед. Хотя даже велосипед, находящийся в производстве, оставит что-то после себя в атмосфере.